Ученые выяснили: все формы жизни, от микробов до приматов, используют химические регуляторы, чтобы менять поведение своих соплеменников. Запахи, будучи химической сигнальной системой, играют значительную роль и в человеческом общении. Помогают ли они найти заветную «формулу любви»?
Эффект бабочки
Еще в XIX в. французский энтомолог Фабр предположил, что самки бабочек, чтобы привлечь представителей противоположного пола, производят какую-то особое химическое вещество. Однако ни одна из имеющихся тогда технологий не позволяла подтвердить такую гипотезу. Это произошло в 1950-е годы, когда группа немецких исследователей смогла экстрагировать секрет желез самок шелкопряда, разобрать его на компоненты и доказать, что самцов привлекает только один из них.
Вскоре для веществ, которые животные выделяют в окружающую среду для того, чтобы вызвать определенные поведенческие реакции, предложили название — феромоны (pherо — несу и hormао — возбуждаю). Выяснилось, что феромоны играют множество ролей — это и разметка территории, и представление сигнала тревоги, и свидетельство родства … Да, конечно, наибольшую ажитацию вызывает способность феромонов влиять на половое поведение.
Бабочки, услышав заветный аромат, готовы отмотать тысячи километров, чтобы прилететь к своей прекрасной даме. Свинки, нюхнув из флакона с Андростероном (одним из наиболее изученных феромонов млекопитающих), ведут себя, как на свидании с кабаном. Макаки-резус, чувствуя запах копулина — феромона вагинального секрета самок, начинают … Э-э-э … Ну, скажем так, совершать действия по категории 18+.
Волшебный парфюм?
Конечно, открытие химических соединений, способных привлечь противоположный пол, привело к буму в парфюмерной промышленности. Но в действительности ни один из экспериментов, в котором участвовали люди, не зафиксировал случаев мгновенного впадения homo sapiens в любовный пыл. Определенные результаты дали эксперименты с андростероном. Вот один из них: женщинам и мужчинам предлагали выбрать один из двух предметов, из которых один был обработан феромоном, второй — нет. Мужчины чаще выбирали чистый предмет, женщины — обработанный. Немало! Но и немного. А вот с копулинами вообще ничего не получилось — никаких закономерностей в поведении.
В общем, проверяя влияние феромонов и так и сяк, ученые пришли к выводу:
- во-первых, человек слишком сложное существо, чтобы быть готовым, будто пес, распознать готовую к спариванию самку и сорваться с поводка культурных регуляций сексуальности.
- во-вторых, роль химических сигналов, которые человек способен считывать на подсознательном уровне, несколько большая, чем приобретение состояния «сексуальной боевой готовности». И ответственные за ответ «да» или «нет» не столько конкретные простые вещества, сколько сложные биохимические соединения.
Репродуктивная предусмотрительность
Как происходит выбор потенциального партнера? Существует предположение: женщины ищут не просто (и не всегда) суперкрутых мачо. Они ищут лучшего отца для своих детей. Так, широкую огласку получил эксперимент, в рамках которого представительниц прекрасного пола просили выбрать какую-то из носимых мужских футболок. В основном дамы выбирали одежду тех мужчин, чей генный набор максимально отличался от их. То есть, обонятельные рецепторы смогли донести информацию о так называемом главном комплексе гистосовместимости. Это «семейство» генов, которое играет очень важную роль в формировании иммунитета. Таким образом женщины заранее имеют возможность позаботиться о здоровье потомков: чем больше вариативность — тем больше у организма возможностей защититься от патогенов.
Аналогичные исследования, в которых участвовали мужчины, не обнаружили связи между привлекательностью женского запаха и генетическим разнообразием иммунных маркеров. Поэтому ученые предположили: с эволюционной точки зрения выживания потомства более важно для женщин. Мужчины в деле распространения рода человеческого делают ставку на максимальную фертильность партнерши. И этому тоже есть подтверждение.
Обонятельный штрих-код
В частности, сотрудники Бернского университета убедительно доказали мужскую способность «считывать» носом репродуктивный потенциал. Женщин просили не принимать никаких средств гигиены, гормональных контрацептивов и продуктов, способных повлиять на запах пота. Параллельно с забором образцов осуществлялся анализ уровня эстрадиола, прогестерона и тестостерона в слюне. Вполне ожидаемо, мужчины признали самыми привлекательными те запахи, которые отвечали большей концентрации гормонов.
Известно также, что эта концентрация — вместе с готовностью к зачатию — меняется на протяжении менструального цикла. Поэтому особая привлекательность в определенный период — один из эволюционных механизмов поиска партнера.
Принципы совместимости
Итак, феромоны ли или не феромоны, осознаем мы это или нет, а как ни крути, запахи, наверное, содержат множество информации. И сегодня вера в науку привела к появлению нового типа знакомств, так называемых «феромонных вечеринок», где потенциального партнера можно выбрать именно по запаху одежды. Казалось бы, прекрасный вариант — ведь природа свинью в виде несоответствующего партнера не подсунет!
Однако психологи отмечают: полностью полагаясь на биологические факторы в построении отношений, люди часто избегают этапа ухаживания. А это тот период, когда возникает возможность продемонстрировать свои способности и заложить основы доверия.
Итак, влечение на уровне химии — еще не гарантия крепкого брака. Впрочем, неприятие друг друга уровне запаха — это уже гарантия того, что браку наверняка не бывать. И сделать свой досадный вклад в обонятельное неприятие противоположного пола (да и не только противоположного) может не какое-то таинственное хитросплетение генов, а банальное недомогание.
Нахимичили не то
Так, например, появление ацетоновых акцентов может свидетельствовать об инфекции, о проблемах с ЖКТ, почками или печенью, а также о различных эндокринных патологиях, связанных с сахарным диабетом. Досадное амбре, кстати, может возникнуть и у практически здорового человека, причем на фоне фанатичного желания нравиться. Потому ацетоновый запах — частое следствие низкоуглеводных диет.
Кроме ацетонового амбре, о нарушении функционирования организма могут свидетельствовать запахи уксуса, рыбы, сыра, брожения … Словом, врачам, если бы они не имели возможности полагаться на данные лабораторных исследований, пришлось бы создать подробный перечень неприятных запахов, сопоставимый по богатству с лексиконом сомелье.
Здоровые решения
Что делать в случае, если человек сам замечает, что, несмотря на соблюдение правил гигиены, запах его тела изменился? Или, что более вероятно, изменения заметны в состоянии кого-то из его близких? Вместо того, чтобы полагаться на парфюмерию, лучше посетить врача, который проанализирует сопутствующие симптомы, обнаружит источник проблемы и предложит комплексное решение. Если неприятности обусловлены атакой грибков или других инфекций, понадобится медикаментозное лечение и выявление факторов, которые не дали организму шанса справиться с агрессором. Если неприятный запах вызван чрезмерной потливостью — решение найдется в кабинете дерматолога. А когда речь идет о нарушении метаболизма — лучше обратиться к эндокринологу или гастроэнтерологу.
Чувствительность к запахам у полов неодинакова: у женщин тоньше обоняние, но мужчины сильнее реагируют на запахи. Обоняние людей слабее, чем у многих животных. В то же время запах человеческого тела сильнее, чем у многих представителей царства фауны.
Наталья Вардинская, врач-дерматовенеролог
«Какой бы ни была причина неприятного запаха тела, главное — не маскировать ее, а искать эффективное решение в кабинете специалиста, чтобы избежать серьезных последствий. На запах тела могут влиять недомогание — от банальной молочницы до серьезных гормональных нарушений. Лучший способ уберечься от нежелательных ароматов — заботиться о своем здоровье «.
Healthy and Happy: Дерматовенерология
___
Корпоративное издание ООО «ХЭЛСИ ЭНД ХЭППИ» — все материалы охраняются законами Украины и международными конвенциями об интеллектуальной собственности. Использование материалов разрешается только с письменного согласия Учредителя (ООО «ХЭЛСИ ЭНД ХЭППИ»). Ответственность за достоверность приведенных в рекламе сведений, а также за ответственность содержания рекламы требованиям законодательства несет рекламодатель.
Статті
Статті
Статті
